ПСИдентификация. Алексей Дьяков
музейный центр
площадь мира
красноярск

АЛЕКСЕЙ ДЬЯКОВ

ПСИдентификация
Инсталляция 
смешанная , 2012

Отчего люди не летают, как птицы?
Возможно, наша неспособность к полету – это фундаментальная черта человека, то отсутствие, которое иногда более показательно, чем наличие

Человек не летает, он привязан к земле, отрезан от воздушной стихии, и в этом – одновременно и беда, и сила. Остро чувствуя это отсутствие, эту пропасть, отделяющую его от неба, человек стремится вверх, к небу, к духу, к нематериальному. 

Смирились ли люди с неспособностью летать, как птицы? И да, и нет. Пингвин, загадочная прямоходящая птица, неспособная летать – ироничный образ, позволяющий охарактеризовать тот разрыв с небом, который конституирует человека, заставляя его вечно искать возможности полета. Эта нелетающая птица, похожая на гордого, но смешного человека во фраке, донельзя напоминает то, как многие из нас гордо скрывают свой недостаток, свою нехватку, за каким-либо покровом или маской.

Маска – это выдуманное амплуа, образ себя, способ идентификации. У каждого из нас неизбежно отыщется отсутствие, брешь, недостаток, которое мы захотим скрыть в процессе диалога. В конце концов, диалог с собеседником зачастую возможен только как диалог масок, двуличность в диалоге изначальна и неизбежна.
Это - попытка избежать столкновения с миром, в котором у каждого есть свои собственные страхи и недостатки, но где каждый неспособен к полету, и поэтому вечно стремится к чему-то высокому, недостижимому.
В диалоге маски с маской не всегда ясно, ведешь ли ты его с собеседником – или же с самим собой. Маска - древнейший символ двойственности мира, тонкой грани между реальным миром и вымыслом (в том числе, художественным).


Автор задает вопрос: что нужно сделать человеку, чтобы сохранить под маской себя - свою душу от постороннего вмешательства, свою идентичность от давления враждебной среды, свою уникальность от влияния других?
ПСИдентификация – идентификация души.
Идентификация понимается автором не как простое определение, но, в терминах психологии, как важный защитный механизм, направленный на то, чтобы подавить страх диалога. Идентификация предполагает отождествление себя с собеседником, внушающим страх – маска уподобляется маске, чтобы то, что находится под ней, сумело скрыть свои недостатки.

Форма маски в работах автора всегда одна - это «маска капитана» – одного из самых ироничных персонажей итальянской комедии дель арте. Согласно ее сюжету, капитан - трус, прикидывающийся храбрецом, хвастливый воин, для которого характерна жадность, чопорность и бахвальство. В то же самое время «маска капитана» напоминает клюв пингвина, делая этот образ единым, олицетворяющим вездесущую возможность скрытности, маски, ложной идентификации, за которой скрыто нечто истинное, первоначальное. Но автор верит в то, что у человека, как у особого рода бескрылого существа, всегда есть возможность освободить это первоначальное – скинуть маску, отрастить крылья и улететь.

Последний, но не по важности, элемент - песок. Песок в качестве первоматерии символизирует, с одной стороны, эфемерность и зыбкость, с другой стороны – временность и конечность материального существования, ведь все со временем превращается в песок. Еще один аспект этой метафоры – тяжесть. Песок противостоит небу, воздушной стихии, к которой рвется все, что песок удерживает. Именно поэтому конечная цель человека – освободиться, преодолеть инстинкт идентификации. После того, как материальное рассыплется в песок, останется лишь энергия. Позитивная или негативная, но неподдельная энергетика мыслей, слов и действий, которую человек генерирует в процессе жизненного диалога.

Текст: Дарья Дзикевич, Алексей Дьяков