музейный центр
площадь мира
красноярск
museum centre
peace square
krasnoyarsk

Параллельная программа XII Красноярской музейной биеннале «Мир и мiръ» развернулась в трех музеях Красноярска. В формате художественной интервенции молодые художники из Сибири создали свои объекты, основываясь на представленных экспозициях.

  • «Экспозиция», Аксинья Сарычева (Томск), Музей-усадьба Г.В. Юдина (до 19 ноября)
  • «Молодой человек, отойдите от витрины!», Александр Закиров (Красноярск), Литературный музей им В.П. Астафьева
  • «Облачные технологии», Маяна Насыбуллова (Новосибирск), Художественный музей им. В.И. Сурикова. ВНИМАНИЕ! По техническим причинам объект демонтирован


Для справки:

Литературный музей им. В.П. Астафьева (улица Ленина, 66). Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье 10:00-18:00, четверг 13:00-21:00, понедельник выходной. Экспозиция биеннале будет работать с 6 октября до 31 декабря. Справки по телефону 2-27-48-30.


ВНИМАНИЕ! По техническим причинам объект демонтирован


Маяна Насыбуллова (Новосибирск). Воздушные шарики, синтепон, бумага, 2017

Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова (улица Парижской Коммуны, 20).

Зачем нам современные технологии? Облачные вычисления, например? С помощью систем распределённых алгоритмов и самообучающегося искусственного интеллекта человечество в наши дни часто решает совершенно прикладные задачи. Подбор товаров для контекстной рекламы в вашем браузере, например. Хотя, с помощью этого инструмента можно и протеом человека посчитать и даже сложнейшие траектории полётов космических кораблей. Ничего не напоминает? 

Кибернетический проект в позднем СССР тоже был направлен на решение подобных задач. Вычислительных мощностей, правда, не хватило для того, чтобы справиться с планами пятилеток для распределения товаров. Ну, если бы да кабы, то тогда бы точно наступил коммунистический рай.

В истории особняка Гадаловой Маяна Насыбуллова пытается обнаружить его советскую эпоху. Ведь на поверхности эта история скорее выглядит как затяжная пауза, эдакий прыжок из России царской в Россию постсоветскую. Воздушная, но весомая скульптурная интервенция художницы во дворе Музея Сурикова напоминает о неслучившемся будущем с помощью технологий традиционных. Утопический горизонт штурма неба не был достигнут, но может быть было просто рано?


«ЭКСПОЗИЦИЯ»

Аксинья Сарычева (Томск). Гелиевая ручка, скотч, найденные объекты всякие, гвозди от рельс, трава, бутылки, окурки, книги, нитки, масло, картон. 2017

Музей-усадьба Г. В. Юдина (улица Мелькомбинатская, дом 2/1). Время работы: вторник, среда, четверг, пятница суббота, воскресенье 10:00-18:00, понедельник выходной. Экспозиция биеннале будет работать с 6 октября до 19 ноября. Справки по телефону 221-14-44.


Вы находитесь в Музее-усадьбе Г.В. Юдина.

Справа от Вас есть дверная ручка.

Дергайте ее. Входите.

Раздевайтесь в гардеробе. Берите номерок. Надевайте бахилы.

Прямо по коридору по правую руку есть синий цветочный горшок.

В каждом зале помимо постоянной экспозиции есть параллельная.

В каждом коридоре и туалете.

В витринах.

Откройте заслонку в зале археологии и посветите фонариком.

В зале декабристов — синий. В залах Юдина — книги. Везде есть выключатели, они настоящие.

Во дворе — золотая трава. В доме — золотые таблички. Номерки, выдвижные ящики, листы, рисунки, Миша, Агния, Женечка.

Обернитесь назад — там есть маленькая надпись. 


«МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК, ОТОЙДИТЕ ОТ ВИТРИНЫ!»

Александр Закиров (Красноярск). Пенопласт, акрил, маркер. 2017

Литературный музей им. В.П. Астафьева (улица Ленина, 66). Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье 10:00-18:00, четверг 13:00-21:00, понедельник выходной. Экспозиция биеннале будет работать с 6 октября до 31 декабря. Справки по телефону 2-27-48-30.


В параллельной программе биеннале меня позвали участвовать вместе с Маяной и Аксиньей, всех в разные филиалы Краеведческого музея. Я попал в Астафьевский. Музей этот небольшой, очень уютный и почти домашний. Каждый день один из сотрудников музея готовит суп на всех, а в выставочных залах нет камер слежения. А ещё вещи, выставленные в незастеклённых стендах можно трогать посетителям, но не все смотрители знают об этом (или не хотят в это верят). Художественную задачу для себя я поставил следующую: интегрироваться всеми доступными мне средствами (скульптура из пенопласта, стикеры, реди-мейд, искусство слова) в существующую экспозицию музея, при этом ничего не испортив, но придав новые настроения, в основном, весёлые.

Я пришёл в Литературный музей имени Астафьева примерно за три недели до открытия биеннале. В самый первый день на вахте мне сказали, что ни о каком биеннале не слышали, и не то что трогать, но даже фотографировать мне ничего нельзя. В этот же день директор музея Ольга Петровна попросила меня согласовать с ней то, что я собираюсь делать. Неделю спустя у меня уже были ключи от всех стеллажей и доступ на кухню к неиссякаемой коробке с чёрным чаем. Единственные стеллажи, которые меня попросили не открывать – самые большие, открывающиеся посредством присасывания присосок к стеклу метр на два с половиной и последующим выниманием его. Но я открывал и их, просто доставая стекло руками, так как я ловкий и физически сильный человек.

Самое главное для меня в этом проекте – достичь эффекта непонимания / удивления / радости заинтересованности у обычных посетителей музея, пришедших посмотреть на классическую экспозицию. Нет ничего ценнее для меня, чем взволновать какую-нибудь бабушку, увидевшую куклу ребёнка-нанайца, внимательно изучающего книгу по математическим методам в психологических и педагогических исследованиях. И нет для меня ничего радостнее, чем развеселить малыша, увидевшего во дворике музея резиновый пароходик «Святитель Николай», пришвартованный к стене музея 150-килограммовым якорем.