Эскизы проекта «Советская изнанка» в Красных залах
музейный центр
площадь мира
красноярск

В рамках Музейной ночи было представлено превью проекта «Советская изнанка» в реальном масштабе. Зритель впервые вошел в объем бывшего технического коридора, опоясывающего Красные залы «с обратной стороны». В инсталляционно-перформативном режиме «приоткрылись» основные идеи и принципы будущей экспозиции о «взбаламученной повседневности».


Советская гостиная

Собранная из подлинных вещей, принесенных посетителями музея, обстановка «общей комнаты» позволила проявить механизмы взаимодействия современного человека с советским прошлым. Посетителям были предложены знаковые предметы советского быта, вызывающие чувственную реакцию от тактильного соприкасания. Это позволяет музею открыть новое измерение типичных подлинников, выстраивая коммуникацию со зрителем. Так, многочисленные гости музейной ночи включались в воспоминания своего детства и делились своими историями о советских вещах, которые записывались на видеокамеру.

Отметим, сбор вещей для реконструкции Красных залов продолжается. Уточнить все вопросы можно по телефону 212-48-78 (отдел фондов).


Советская кухня

По соседству с «Советской гостиной» расположилась «Советская кухня»: здесь молодые художники творчески отрефлексировали коммунальный быт. Здесь появился объект в трубе (которая тянется из «красной» гостиной), символизирующий некую «красную субстанцию», возможно – продукт переработки истории. Субстанция стекает на стол и попадает в кастрюлю, становясь частью советской пищи. Инсталляция предлагает несколько масштабов восприятия: кроме воспроизведенного угла с вещами, представлены макеты коммунальных комнат, вырастающие на почве подлинных вещей и в уменьшенном объеме репрезентирующих то же самое. На стенах технического коридора разместились отдельные части мебели и утвари, соседствующие с произведениями художников Александра Закирова, Даши Рябченко, Дарьи Галеевой, Маяны Насыбулловой, Артемия Жданова.


Сибирская сказка

Продолжает экспозицию галерея картин художника Петра Салтыкова, который разрабатывал образ молодого Ленина на свой страх и риск. Салтыков, бывший главным художником в закрытом городе Зеленогорске, написал эти работы в 80-х годах, а в 1997 году, после его смерти, они попали в фонды музея. Картины выставлялись лишь однажды, «в конце прошлого века». На 15 холстах – совершенно нетрафаретная иконография советского человекобога, она создает живой диссонанс с официальными фотографиями «Ильича». Серия интересна личным наваждением, преследовавшим автора до самой смерти. Салтыковское предприятие по анимации «Ленина в Сибири» породило индивидуальность полумифического персонажа – то ли чародея, то ли инопланетянина.


Угол с «телом»

Финальный опыт – перемещение из центра Красных залов саркофага с «телом вождя». Бывшее «мавзолейное ядро» всей экспозиции оказалось в углу технического коридора за «спиной» картины «Прощание» (В.М. Сибирский, 1991). Это стало одной из первых попыток поработать с «лицом» и «изнанкой», где «лицом» стала картина, холст с изображением сцены оплакивания мертвого Ленина, а «изнанка» – саркофаг со «словом и телом». В конце технического коридора или «конце тоннеля» сложилась метафора «ухода и возвращения», превращения тела в идею и образ. Метаморфоза объекта памяти обозначается взаимодействием с огромными отверстиями приточной и вытяжной труб, уходящих в бездны музейного производства.


Что именно уходит, как перерабатывается материя памяти и что поступает «на выходе» из машины истории – стратегические вопросы всего проекта.

В 2016 году проект «Советская изнанка» стал победителем грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного Фонда В. Потанина в номинации «Музейный дизайн».