Новый паблик-арт
музейный центр
площадь мира
красноярск

Возле Музейного центра «Площадь Мира» появилось два новых объекта паблик-арта. Они были созданы в рамках выставки «Тихие голоса» и являются своего рода эпиграфами к выставке, которая языком современного искусства исследует тему блокады Ленинграда.

Следует отметить, что объекты расположены в публичной городской среде, а не в специально отведенном под мемориал месте – знакомство с произведением не предполагает какого-то ритуала, его можно встретить, прогуливаясь по набережной, подойти близко, освоить разными способами.

«Геометрия памяти», автор Петр Белый (Санкт-Петербург)

Это композиция из трех скульптур, которые напоминают кресты. Они соединены основной балкой, которая как бы объединяет судьбы людей и ноши, которые они несли во время войны. Объекты просматриваются насквозь, их ажурная графика напоминает о противотанковых ежах, стоявших на подступах к городу, о заклеенных крест-накрест окнах, о ночном небе, расчерченном светом прожекторов.

Петр Белый: «Мирное время многоцветное, военное окрашено просто и обладает простой геометрией: кресты, прямые, углы. Геометрия военного времени выходит из темноты: луч прожектора, точка вспышки, белое на черном, черное на белом».

«Земля», авторы Александр Андросов и Вадим Зайцев (Санкт-Петербург)

Объект посвящен известному эпизоду истории блокады: пожару на Бадаевских скаладах. В начале блокады, после авианалетов, склады сгорели, из-за чего город лишился значительной части своих продовольственных запасов. «Сахарная земля», «сладкая земля» – так называли драгоценную субстанцию, оставшуюся после пожара, авторы блокадных дневников. Это настоящая черная земля, пропитавшаяся жженым сахаром, ее продавали по 20 рублей за банку.

Черная земляная масса заключена авторами в четкие границы куба.

Александр Андросов, Вадим Зайцев: «Возвышающийся над мостовой куб земли – это и погружение в исторические пласты, в глубины коллективной памяти, и устойчивый символ, который встречается в дневниках и воспоминаниях блокадников. Образ земли – мифологический образ.  Припасов на Бадаевских складах было не так много, но земля, напитанная сахаром, дала ощущение того, что она может спасти и продлить жизнь. Земля становится одним из знаков блокады. Облекая землю в форму куба, мы погружаемся в прошлое через воздвижение символического обелиска. Как археологи проникают вглубь земли, чтобы узнать историю, мы поднимаем землю вверх, чтобы трансформировать прошлое в реальный объект и вновь заговорить о нем».