Фотовыставка о трансформации постсоветского пейзажа
музейный центр
площадь мира
красноярск

В Музейном центре «Площадь Мира» открылась выставка «Новый пейзаж» из Президентского центра Б.Н. Ельцина (Екатеринбург). Проект объединил семь художественных взглядов на трансформацию постсоветского пейзажа. Выставка «Новый пейзаж» впервые обобщает фотографические исследования постсоветского пейзажа как способа осмыслить новую культуру. Отслеживая изменения антропогенного ландшафта от индустриального к постиндустриальному, художники фиксируют и иные трансформации: от плановой экономики к рыночной, от советского к российскому. Собранные вместе проекты – свидетельства радикальных изменений ландшафта и культуры, беспрецедентных по интенсивности и масштабу.

Художники: Пётр Антонов, Лиза Фактор, Александр Гронский, Валерий Нистратов, Максим Шер, Сергей Новиков, Анастасия Цайдер.

В отечественной фотографической традиции критическое осмысление пейзажа происходит во второй половине девяностых и достигает своего пика в 2010-е. Художники живо отреагировали на социальные сдвиги и фиксировали привнесенные ими парадоксы. Одна из подобных точек фиксации, уже ставшая для нас повседневностью, – агрессивное проникновение человека на территорию природы, интервенция в советский городской ландшафт, уплотнение его структуры, нарушение ритмов, кустарные операции с внешностью.

Разрастание жилых территорий за городскую черту, строительство типовых торговых и деловых центров, формирование нового городского ландшафта – все эти явления объединяет процесс возникновения нового, постсоветского пейзажа.

Работы Лизы Фактор, хронологически самые ранние из представленных, обращаются к Сибири как российскому пространству, частично освоенному, но по факту – покинутому снова. Александр Гронский в проекте «Меньше единицы» рассматривает те части России, где плотность населения составляет меньше одного человека на квадратный километр. «Документы природы» Валерия Нистратова, сделанные вдоль границ главного мегаполиса страны, изучают видимые примеры вторжения новой экономической системы в природу, фиксируют точки пересечения освоенных и неосвоенных пространств. Проекты Максима Шера и Петра Антонова рассматривают, как смена экономической и политической парадигмы изменяет городскую среду. В Grassroots Сергея Новикова современный российский пейзаж становится грандиозной декорацией для любительских футбольных матчей. «Аркадия» Анастасии Цайдер, как и проект Валерия Нистратова, рассматривает взаимодействие человека и природы, но в противоположность первому, не находит в нём оппозиции, а напротив – подчеркивает слои сосуществования города и природы-сорняка, не требующей ухода или охраны, всегда готовой занять пространства, для нее не предназначенные.

В рамках выставки «Новый пейзаж» пройдет образовательная программа: 18 ноября лекция «Новый пейзаж = Дворулица?», 1-2 декабря лаборатория для фотографов, 15 декабря презентация книги Максима Шера «Палимпсесты».

Выставка будет работать до 6 января